Примеры динамизма этноса. Месяц до егэ по обществознанию

Тест

Задание #1

Вопрос:

Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц, это

1) страховые выплаты

2) налоги

3) тарифы

4) дивиденды

Задание #2

Вопрос:

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Современная наука утверждает, что жизнь на планете Земля появилась около 4,7 млрд. лет назад. (Б) Первые люди на планете появились около 3 млрд. лет назад. (В) Принять считать, что человек не мог стать творцом окружающего мира.

Определите, какие положения теста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Укажите соответствие для всех 3 вариантов ответа:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Задание #3

Вопрос:

Конституция страны как Основной закон государства отличается тем, что

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ее положениям не должны противоречить все остальные нормативные акты

2) она принимается парламентом страны

3) она принимается президентом

4) ее положения не могут быть пересмотрены

Задание #4

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья - это малая группа.

Б. Семья возникла раньше чем государство.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верны оба суждения

2) оба суждения неверны

3) верно только А

4) верно только Б

Задание #5

Вопрос:

К объектам материальной культуры относится (ятся)

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) ритуал смены воинского караула

2) паровая машина

3) миф о подвигах Геракла

4) правила поведения в кино

Задание #6

Вопрос:

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.

1) Большинство граждан не задумываются о состоянии экологии в своих городах и затрудняются ответить на поставленный вопрос

2) Большинство опрошенных граждан считают экологическую обстановку в своем городе очень хорошей

3) Более половины опрошенных граждан оценили экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую

4) Мнение о том, что экологическая обстановка в их местности очень плохая, разделяют более четверти опрошенных граждан

5) около 1/3 опрошенных граждан положительно оценивают экологическую обстановку в своем городе как очень хорошую

Задание #7

Вопрос:

Эти потребности человека выражаются в стремлении сохранить и защитить свою жизнь, своих родных и жилище от вторжения, бедствий, дискомфорта. Это

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) духовные потребности

2) потребности в безопасности

3) социальные потребности

4) физиологические потребности

Задание #8

Вопрос:

Деление общества на группы называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) социальным положением

2) социальным статусом

3) социализацией

4) социальной стратификацией

Задание #9

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о роли государства в рыночной экономике?

А. В современном мире государство совершенно не вмешивается в экономику.

Б. Государство регулирует рынок при помощи правовых норм.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верны оба суждения

2) верно только А

3) верно только Б

4) оба суждения неверны

Задание #10

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культурным мы называем начитанного и воспитанного человека.

Б. У первобытных народов не было культурных людей.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верны оба суждения

2) оба суждения неверны

3) верно только Б

4) верно только А

Задание #11

Вопрос:

Зимой гражданка К. видела в магазине велосипед нужной эй модели за 5 тыс. руб. Когда весной она приехала в тот же магазин, чтобы приобрести этот велосипед, его цена поднялась до 7,5 тыс. руб. Какую рыночную ситуацию иллюстрирует этот пример?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) рост цен в связи с сокращением предложения

2) баланс между спросом и предложением

3) отставание спроса от предложения

4) рост цен в связи с сезонным повышением спроса на товар

Задание #12

Вопрос:

В узком смысле слова под обществом следует понимать

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) социальную организацию страны

2) территорию, имеющую определенные границы

3) объединение любителей старинных книг

4) политическую организацию государства

Задание #13

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о государстве?

А. В широком смысле государство равнозначно стране и политически организованному народу на этой территории

Б. В узком смысле государство обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верно только Б

2) верны оба суждения

3) оба суждения неверны

4) верно только А

Задание #14

Вопрос:

Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) государственное устройство

2) политический режим

3) политическая система

4) форма правления

Задание #15

Вопрос:

На планете Земля происходит истощение плодородного слоя почвы, истощаются запасы пресной воды, происходит полное уничтожение некоторых видов животных и растений. О наличии каких проблем свидетельствует данная ситуация?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) о глобальных экологических проблемах

2) о международном политическом кризисе

3) о духовном кризисе

4) о финансовом кризисе

Задание #16

Вопрос:

Что относится к основным факторам производства?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) спрос

2) цена

3) предложение

4) земля

Задание #17

Вопрос:

В приведенном списке указаны черты сходства понятий "государство" и "правовое государство" и черты отличия. Выберите порядковые номера черт сходства и черт различия.

1) черты сходства

2) черты различия

Система разделения властей

Верховенство закона

Наличие органов и структуры правления

Государственный суверенитет

Задание #18

Вопрос:

Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) основное общее образование

2) начальное профессиональное образование

3) начальное общее образование

4) полное общее образование

Задание #19

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о нормах права?

А. Норма права - это правило поведения людей, которое должно обязательно исполняться.

Б. Норма права - это желательный, но не обязательный образец поведения человека.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) оба суждения неверны

2) верно только А

3) верно только Б

4) верны оба суждения

Задание #20

Вопрос:

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек является частью природы.

Б. Человек развивается под влиянием и природы, и общества.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) верны оба суждения

2) верно только А

3) оба суждения неверны

4) верно только Б

Задание #21

Вопрос:

Отрасль права, регулирующая имущественные и личные отношения граждан и фирм, называется

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) трудовое право

2) гражданское право

3) семейное право

4) административное право

Задание #22

Вопрос:

В государстве Н правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) президентская республика

2) конституционная монархия

3) абсолютная монархия

4) парламентская республика

Задание #23

Вопрос:

Гражданин Ж. приобрел кейс черного цвета. На следующий день он вернулся в тот же магазин и попросил заменить ему кейс на коричневый. Несмотря на наличие чека, продавец отказал поменять кейсы. Какое право потребителя было нарушено?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) на достоверную информацию о товаре

2) на замену или возврат некачественного товара

3) на замену или отказ от товара без объяснения причин в течение 14 дней

4) на отказ от покупки в течение 14 дней

Задание #24

Вопрос:

В стране Х был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: "Как вы оцениваете экологическую обстановку в том городе, где вы живете?".

Результаты опроса представлены в таблице.

Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Основная масса населения недовольна отсутствием возможности жить в благоприятной экологической обстановке.

2) Экология является самой острой проблемой экономики страны Х

3) Среди населения страны Х нет единства мнений по вопросам экологической обстановки.

4) Правительству страны Х можно посоветовать увеличить финансирование программ по экологическому просвещению граждан.

5) При развитии производства должен быть усилен экологический контроль.

Задание #25

Вопрос:

Установите соответствие между областью культуры и ее признаками: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) религия

2) искусство

Вера в потусторонний мир

Плюрализм мнений

Отражение личной позиции автора в произведении

Соблюдение определенного ритуала

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы: 2;

2) (1 б.) Верные ответы:

3) (1 б.) Верные ответы: 1;

4) (1 б.) Верные ответы: 1;

5) (1 б.) Верные ответы: 2;

6) (1 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (1 б.) Верные ответы: 2;

8) (1 б.) Верные ответы: 4;

9) (1 б.) Верные ответы: 3;

10) (1 б.) Верные ответы: 4;

11) (1 б.) Верные ответы: 4;

12) (1 б.) Верные ответы: 3;

13) (1 б.) Верные ответы: 2;

14) (1 б.) Верные ответы: 1;

15) (1 б.) Верные ответы: 1;

16) (1 б.) Верные ответы: 4;

17) (1 б.) Верные ответы:

18) (1 б.) Верные ответы: 3;

19) (1 б.) Верные ответы: 2;

20) (1 б.) Верные ответы: 1;

21) (1 б.) Верные ответы: 2;

22) (1 б.) Верные ответы: 1;

23) (1 б.) Верные ответы: 3;

24) (1 б.) Верные ответы: 3; 4; 5;

25) (1 б.) Верные ответы:

Конец

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________________

Часть 3

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же - с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...


Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

Б. Деятельность предполагает сознательную активность человека.

А4 . Что относится к естественным наукам?

1) история

2) математика

3) искусствоведение

А5 . Старейшина племени собрал у костра взрослых мужчин. Он начал рассказывать историю их божественного предка. При этом члены племени исполняли у костра ритуальный танец. Какую сторону жизни общества, иллюстрирует этот пример?

А6 . Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Современная система образования включает учебные заведения разного типа.

Б. Современная система образования в демократическом обществе ориентируется на потребности общества и личности.

А7 . К прямым налогам относится

А8 . Государство в условиях рыночной экономики

А9 . В 1995 г. завод Россельмаш получил от государства субсидию в размере 3 триллионов рублей. В какую часть бюджета вошли эти средства?


А10

А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.

Б. Государственная собственность является. основой командной экономики .

А11 . Родоплеменная общность, в отличие от народности

А12 . Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство

А13 . Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Размеры и форма доходов человека характеризует его статус.

Б. Человек выполняет в обществе различные роли.

А14 . Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности

А15 . В 1948 г. в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. В России сложилась двухпартийная система.

Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.

А17 . Какое право человека относится к экономическим правам?

А18 . Что относится к полномочиям Государственной Думы?

А19 . Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными людьми и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?

А20 . Верны ли следующие суждения о правовых нормах ?

А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) занимает определенное место в системе производства

2) складывается под влиянием объективных факторов

3) относится к большим социальным группам

4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности

В2 . Найдите в приведенном ниже списке виды искусства и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите Соответствующую позицию из второго столбца.

НАКАЗАНИЕ

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

А) судимость

1) преступление

Б) выговор

2) проступок

В) лишение свободы

Г) предупреждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к понятию «личность».

Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

Ответ: ______________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Об интеллигентности

Человек должен быть интеллигентен. А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека...

Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические со* бытия , но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет интеллигентный человек... Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого.

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . С какими качествами многие люди, по мнению, связывают интеллигентность? Назовите четыре качества.

С3 . Какие качества, присущие подлинно интеллигентному человеку, приведены в тексте? Назовите любые четыре качества.

С5 . Два человека до хрипоты спорили, каждый отстаивал свою точку зрения. Незаметно они перешли к обсуждению личных качеств друг друга, дело дошло до взаимных оскорблений. В течение нескольких месяцев эти люди не здоровались и не разговаривали друг с другом. Можно ли такое поведение назвать интеллигентным? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

С6 . Как, по-вашему, должен вести себя человек, которого «интеллигентность сделает... «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми»? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный опыт, выскажите два суждения.

ВАРИАНТ 8

Часть 1

А1 . Что отличает человека от животного?

A3 . Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

А. Глобальные проблемы угрожают существованию человечества как биологического вида.

Б. Глобальные проблемы не могут быть решены в отдельных странах, регионах мира.

А4 . Что относится к точным наукам?

А5 . Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

А6 . Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А. Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б. Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

А7 . В условиях рынка цены на товары

А8 . Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?

А9 . В Германии 20-х годов XX века посетители кафе нередко вынуждены были платить за обед вдвое больше той цены, что указывалась в меню. Этот факт служит непосредственным проявлением

А10 . Верны ли следующие суждения о формах собственности?

А. Одним из путей увеличения доли государственной собственности является национализация.

Б. Конкурентная борьба производителей возможна лишь в условиях частной собственности.

A11 . Сибиряки, уральцы - это

А12 . В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

Составьте план текста. Для этого выделите. основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Показать ответ

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда;

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Показать ответ

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку;

Изменение отношения русской знати к иностранцам-европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное

явление, может быть указано, что

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный

процесс, может быть указано, что

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношений, взаимодействие с соседями и др.;даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно;

Через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой. Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом.

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.


Ключи Вариант 6 .

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А11
А2 А12
АЗ А13
А4 А14
А5 А15
А6 А16
А7 А17
А8 А18
А9 А19
А10 А20
№ задания Ответ
В1
В2
В3
В4

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Балл
Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) развитие и стабильность этноса; 2) нормы отношений внутри этноса; 3) что влияет на развитие этноса. Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным
Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию
Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются; 2) примеры, допустим: - изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку, - изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века. Могут быть приведены другие примеры.
Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера
Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует
Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример
Ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов — это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания; в случае согласия с тем, что развитие этносов — это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно — через производство, которое само по себе выступает социальным явлением. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует
Максимальный балл

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменя­ется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшество­вавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллек­тивом и индивидом, индивидов менаду собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприка­саясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачест­вах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влия­ет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Тра­диции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящий­ся к этносам как к любым явлениям природы. Прояв­ления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь лее динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотно­шений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Какие три вида норм включает этнический стерео­тип поведения?

С5. Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, за­хватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыд­ством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое по­могло вам ответить на этот вопрос.

С6. Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи отно­сят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более пра­вильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (до­вода) в защиту своего мнения.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: