Время Великих реформ. Финансовая, городская, земская реформы. Финансовая реформа Финансовые реформы александра 2 таблица

Финансовые реформы 1860-х годов – буржуазные реформы, основная цель который заключалась в преобразовании финансовой системы страны, чтобы она была способна встать на путь капитализма.

Предпосылки финансовых реформ

Проведенная в 1861 году крестьянская реформа оказала огромное влияние на экономику страны. Прежде всего, Российская Империя нуждалась в огромных кредитах, которые необходимы были для осуществления выкупных операций (крестьяне получали землю при раскрепощении), однако необходимого количество золотовалютных запасов не было, так как страна находилась в стадии кризиса. Деньги также нужны были развивающейся промышленность и транспорту. Огромный дефицит бюджета рос с каждым годом, чтобы покрыть его страна брала займы и осуществляла выпуск дополнительных казначейских билетов (денег), что в итоге привело к ослаблению национальной валюты. Это грозило стране еще большим экономическим кризисом.

Еще до проведения крестьянской реформы был учрежден Госбанк (1860 год), который и должен был стать главным центром осуществления выкупной операции. Для того, чтобы процесс прошел нормально, государство вынуждено было выплачивать выкупные суммы, используя государственный займ. Крестьянин получал ссуду для того, чтобы выкупиться у помещика, которую потом выплачивал в течение 49 лет. Это привело к тому, что внутренний долг страны значительно возрос.

Для того, чтобы крестьянская реформа не повлекла за собой серьезных последствий для экономики, было принято решение одновременно провести и финансовую реформу.

Основоположником реформ стал В.А. Татаринов. Его проект реформ был направлен не столько на преобразование финансового аппарата государства, сколько на упорядочивание его работы. Ознакомившись с финансовым управлением в ведущих европейских странах, Татаринов предложил ряд преобразований, которые должны были существенно снизить процент злоупотреблений государственными средствами в некоторых ведомствах, а также уничтожить полностью хозяйственный произвол, который царил в министерствах (денежные средства, курсирующие между разными министерствами и отделами, зачастую просто «терялись» и их нельзя было учесть).

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все государственные ведомства отныне должны были ежегодно составлять сметы по специально установленной форме и подробно указывать в разных параграфах все статьи расходов. Общая смета расходов всего государства сначала составлялась в министерстве финансов, а затем утверждалась сначала государственным советом, а затем и самим императором, после чего принимала статус официального закона. В этом же году государственная смета(роспись) стала публиковаться для общего доступа.

В 1864-1868 годах все доходы государства сосредоточились в кассах государственного казначейства, подчинявшегося министерству финансов. Из этих касс средства, в соответствии с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями, расходились по различным ведомствам и шли в оплату расходов. Благодаря этим реформам, существенно возросло значение государственного контроля над финансами, деньги больше не исчезали в недрах министерств, а законность всех расходов тщательно проверялась специальными органами. Отчет об операциях предоставлялся в Государственную Думу.

В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля – контрольные палаты.

Кроме того, произошел ряд изменений в торговле. Винный откуп теперь заменялся существующими поныне акцизными марками, то же самое произошло и с табаком в 1866 году. Были созданы местные акцизные управления, которые занимались урегулированием продажи алкоголя и табака и выдавали акцизы.

Налогообложение было разделено на две части – неокладные сборы (косвенные налоги) и окладные сборы (прямые налоги), были созданы соответствующие государственные органы.

Созданная система дала хорошие результаты, однако они не могли бы быть достигнуты, если бы не ряд увольнений, проведенных в финансовых министерствах. Император уволил часть старых чиновников и заменил их новыми, более образованными и неподкупными людьми. Это помогло реформам сработать быстрее.

Итоги и значение финансовых реформ

Благодаря предпринятым мерам государственная система финансов стала более прозрачной и эффективной – велся строгий учет всех денежных средств, деньги не тратились на ненужные вещи, а чиновники отвечали за каждый потраченный рубль. Это позволило государство начать выбираться из кризиса и снизить негативные последствия от раскрепощения крестьян и проведения других реформ.

Однако нельзя сказать, что финансовые реформы были слишком успешны. К сожалению, как и многие другие реформы того времени они были слишком непоследовательны. Наряду с появление строго контроля финансовой системы государства, в России все еще оставались такие пережитки прошлого, как подушная подать (налоги), а государственный контроль распространялся не на все органы. Кроме того, запланированная денежная реформа (предполагался размен бумажных денег на золото и серебро) так и не была проведена из-за недостатка металла.

если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите статью Финансовые реформы Александра II – кратко из Учебника русской истории академика С. Ф. Платонова

Ввиду сложившихся в 1862–1863 гг. условий легко могло возникнуть предположение, что торжествующая реакция прекратит осуществление предположенных преобразований. Этого, однако же, не случилось. В проведении реформ, правительство оставалось по-прежнему непосредственно заинтересованным. Без некоторых из них оно технически не могло бы управлять страной, другие были необходимы для поддержания и развития культурной и экономической жизни страны. В этом отношении урок, данный Крымской войной, не потерял еще своего значения. Наконец, перед финансовыми сферами Западной Европы правительство не могло не выполнить программы, данной в приведенном циркуляре Горчакова. Правительству предстояло показать верность своему лозунгу: «Ни слабости, ни реакции», и оно действительно не только тотчас по усмирении польского восстания, но еще и раньше, в самый его разгар, – тотчас после расправы с революционными проявлениями в Петербурга, – принимается за продолжение реформаторской деятельности.

Но теперь из-под этих реформ в значительной мере было вынуто то широкое демократическое основание, на котором сходились в 1861 г. и тверское дворянство, и «Современник», и Иван Аксаков в своем «Дне».

Правительство тогдашние реформы разрабатывало уже чисто бюрократическим путем: в недрах своих канцелярий, особых комитетов и комиссий. Правда, вырабатывавшиеся и этим путем проекты нередко печатались и довольно широко рассылались для отзыва компетентным лицам, а также подвергались открытому обсуждению в журналах, но все это совершалось уже далеко не с тем настроением, с каким проходила крестьянская реформа. Из последующих реформ первой по времени была финансовая. Преобразования, предпринятые в этой области, были немаловажны и по своему содержанию напоминали тот финансовый план, который еще в 1809 г. был составлен Сперанским . Дело и теперь коснулось в конце концов не переложения податного бремени с одних плеч на другие, не прямого облегчения положения податных классов и не привлечения к несению прямых налогов достаточных классов – хотя, впрочем, в этом смысле задумывались, отчасти в связи с крестьянской реформой, кое-какие преобразования, и в 1859 г. была образована даже особая податная комиссия, которая разрабатывала вопрос об управлении и упорядочении системы прямых налогов, но она работала чрезвычайно медленно, и результаты ее работ обнаружились только в 70-х годах, да и то неудачно.

Финансовые реформы, проведенные в 1862–1866 гг. главным образом В. А. Татариновым, касались больше всего упорядочения того государственного аппарата, которым действовало государственное хозяйство. В этом смысле достигнуты были довольно значительные результаты. В. А. Татаринов, который был одним из честнейших и способнейших сотрудников Александра II, еще сравнительно молодым человеком был в 1856 г. командирован за границу для ознакомления с формами и способами ведения финансового хозяйства в других государствах. Тщательно изучив это дело, он и явился главным реформатором нашего финансового управления. Выработанные им меры были направлены прежде всего на прекращение тех злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств в отдельных ведомствах, и на ограничение и даже на уничтожение того хозяйственного произвола, которым пользовалось каждое министерство, ибо в руках почти каждого министерства сосредоточивались тогда весьма крупные суммы в виде остатков от прежних ассигнований, а также в виде ассигнований, которые делались на одно, а расходовались на другое, причем благодаря существовавшему порядку отчетности эти суммы нельзя было даже учесть, и они никем, в сущности, и не проверялись. Понятно, какую возможность всяких злоупотреблений представляло это положение вещей. Чтобы избавиться от этих порядков, Татаринов прежде всего предложил систематически проведенную централизацию государственного хозяйства. Все распоряжение средствами казны должно было быть сосредоточено в руках министра финансов. Ответственным распорядителем всех государственных средств, всех доходов и расходов отныне являлось не каждое министерство в отдельности, а министр финансов, все действия которого подлежали учету и контролю Государственного контроля, а все сметные предположения о расходах и доходах каждого года должны были, в виде государственной росписи, проходить ежегодно через Государственный совет. Ранее бывшая секретной, эта роспись с 1862 г. начала публиковаться во всеобщее сведение, что составило, конечно, в отношении поддержания нашего кредита довольно решительный шаг.

Затем наряду с этим было создано так называемое единство кассы, т. е.уничтожены были все самостоятельные кассы и казначейства отдельных ведомств и каждая казенная копейка должна была быть с тех пор проводима через кассу Министерства финансов, от которой только и могли идти ассигнования на нужды отдельных ведомств, ассигнования, которые должны были соответствовать государственной росписи, прошедшей через рассмотрение Государственного совета, причем исполнение этих ассигнований контролировалось Государственным контролем.

Государственный контроль решено было преобразовать, причем сам Татаринов был поставлен во главе этого ведомства, и оно было преобразовано не только в смысле лучшего контроля за исполнением государственной росписи, но и в смысле контролирования всего счетоводства и всех казенных расходов как в центре, так и на местах. Для учета на местах были образованы особые контрольные палаты, которым была дана полная независимость от общей администрации, т. е. от губернаторов в губерниях и от начальников отдельных ведомств, и которые могли, таким образом, совершенно свободно и независимо осуществлять действительный контроль и документальный учет всех расходов казны на местах.

Наряду с этими реформами, улучшившими коренным образом существовавший аппарат финансового управления, была принята еще и другая важная финансовая мера – это учреждение Государственного банка, который, с одной стороны, заменил собой дореформенные кредитные учреждения, чересчур неповоротливые для новой, развивающейся экономической жизни, и которому, с другой стороны, была придана особая функция – способствовать развитию кредита торгово-промышленных предприятий. Банк этот являлся учреждением, финансирующим торгово-промышленные предприятия.

Наконец, уничтожены были с 1863 г. винные откупа, чем изменена была коренным образом одна из самых важных статей государственной эксплуатации народного потребления, т. е. косвенного обложения спиртных напитков. Доходы от продажи питей всегда составляли львиную долю в нашем бюджете; но правительство до того времени колебалось только между двумя системами их эксплуатации. Одной из них являлась система непосредственной монополии производства и продажи питей при помощи казенных учреждений, причем, как мы видели, процветали феноменальные злоупотребления, которые и заставили в свое время Канкрина возвратиться к системе откупов, упраздненной перед тем Гурьевым. Но система откупов действовала не менее развращающим образом на всю местную администрацию. Откупщики систематически подкупали все местное чиновничество.

Этот подкуп делался почти открыто, он не имел характера специальных взяток, это было просто назначение дополнительного жалованья из кармана откупщика в виде прибавки к тому жалованью, которое получали чиновники от правительства, так что каждый чиновник получал два жалованья – одно от казны, другое от откупщика, причем размер второго иногда превышал размер первого. Ясное дело, что эти чиновники не могли не относиться снисходительно и любовно ко всем действиям откупщиков, каковы бы они ни были, и, таким образом, на откупе было не только винное хозяйство, но и вся местная бюрократия. Правительство имело слабость терпеть эту растлевающую систему, потому что оно сознавало недостаточность окладов чиновников и при скудости своих средств не могло существенно их увеличить. Таково было казенное дореформенное хозяйство.

В 1863 г. система откупов была отменена, причем она не была заменена казенной монополией, как при Гурьеве, а была вместо нее введена вольная продажа питей каждым желающим, причем только каждая посудина с вином или водкой и каждый питейный дом, равно и каждый винный склад, были обложены: первая – особым акцизом, а вторые – особым патентным сбором. Сборы эти собирались и учитывались на местах особыми учреждениями – акцизными управлениями, служебный персонал которых хорошо оплачивался и набирался, по возможности, из людей образованных.

Чтобы закончить отдел финансовых преобразований 60-х годов, я скажу еще, что параллельно с проведением этих реформ были введены некоторые улучшения и в личном составе высшего финансового управления. Ибо правительству удалось наконец прежних непригодных министров, какие были в начале царствования Александра, как Брок и Княжевич, заменить более молодым и способным человеком М. Х. Рейтерном , который возбудил при своем назначении в обществе большие надежды. Этим надеждам он, правда, далеко не удовлетворил, как оказалось впоследствии, но все же при нем финансовое управление пошло несколько лучше. Во главе нового акцизного управления поставлен был честный, талантливый и энергичный администратор К. К. Грот .


О финансовых реформах см. Головачева «Десять лет реформ». СПб., 1903; Татищева «Император Александр II, его жизнь и царствование», т. II, стр. 162 и след.; Блиох. «Финансы России в XIX в.», т. II; «Министерство финансов 1802–1902», т. I. СПб., 1902; «Записки А. И. Кошелева». Берлин, 1884.

Многие преобразования в налоговой сфере были начаты в период царствования Александра II.Примечательно, что по случаю его восшествия на престол (1856) были списаны недоимки по налогам. В 1859 г. была учреждена специальная комиссия при министерстве финансов для пересмотра податей и сборов. Комиссия работала длительный период времени (свыше 20 лет), однако результаты деятельности ее оказались не столь плодотворными. Это объяснялось, прежде всего, переходным периодом в экономической и общественной жизни России того периода, что не могло не отразиться и на формировании налоговой системы.

Было очевидным, что действовавшая налоговая система пришла в противоречие с новыми экономическими и политическими реалиями. Серьезной критике подвергалась подушная подать. Многолетний опыт использования этого налога вскрыл многие его недостатки. Установление налогов вне зависимости от уровня доходов, податных возможностей населения всегда рано или поздно обречено на неудачу. В России подушная подать тяжелым бременем ложилась на беднейшее население,сопровождалась круговой порукой при ее уплате, запретами на перемену места жительства.

Несмотря на серьезную критику подушной подати, налог был отменен только в конце XIX в.

Замена питейным акцизом винных откупов

Образование акцизных управлений

Важным шагом на пути налоговых преобразований стала замена винных откупов питейным акцизом (1863). Винные откупа — специфическая форма взимания косвенного налога,при которой государство отдавало частным предпринимателям право торговли спиртными напитками. Масштабное развитие в России они получили в XVIII в.Система винных откупов способствовала недопоступлению в бюджет огромных финансовых средств, массовому казнокрадству, повышению цен на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления.Первоначально они занимались организацией сбора только питейного акциза, в последующие годы — акцизными сборами по другим товарным группам. Права и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на территориях казенной продажи алкогольных напитков акцизные управления заведовали их производством и реализацией. В штат губернских акцизных управлений входили управляющий, ревизоры, техники, юристы. Была налажена система надзора за спиртовыми заводами силами контролеров и надсмотрщиков,состоящих при акцизном управлении. В отдельных губерниях действовала корчемная стража для усиления акцизного контроля и борьбы с контрабандой спиртного.

Отмена подушной подати в городах

Среди других изменений необходимо отметить отмену подушной подати в городах и замену ее налогом на недвижимость, был отменен налог на соль (1880), оказывающий серьезное влияние на уровень цен и, соответственно, уровень жизни, прежде всего, малообеспеченных граждан.

С целью модернизации финансовой системы Российской империи , которая должна была соответствовать новому (капиталистическому) типу экономики. Проект преобразований подготовил государственный контролёр В. А. Татаринов .

Проведение реформ началось 22 мая 1862 года с введения «Правил о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Первым шагом стало введение в финансы принципа гласности и начало публикации государственного бюджета. В ведомства поступили требования о составлении подробных отчётов и смет, поясняющих все расходы денежных средств и доступных для всеобщего обозрения. Данная мера была направлена на минимизацию казнокрадства . Общая роспись государственного бюджета подлежала утверждению Государственным советом и императором и имела отныне силу закона.

Модернизация коренным образом реорганизовала государственную финансовую систему, сделав её более открытой и более эффективной. Строгий учёт государственного бюджета поставил экономику на новый путь развития, снизилась коррупция, казна тратилась на важные предметы и мероприятия, чиновники стали более ответственными за распоряжение деньгами. Благодаря новой системе государство смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.

И предпринятая правительством Александра II выкупная операция (§159) заставляли правительство выходить из рамок обыкновенного бюджета. Государственных доходов не хватало на покрытие расходов; требовались займы для погашения ежегодных дефицитов. Правительство было вынуждено обращаться к кредиту: оно занимало деньги за границей, прибегало к внутренним (выигрышным) займам и делало новые выпуски кредитных билетов все в большем и большем количестве. Последствия таких мер выражались в том, что платежи процентов по займам очень отягощали бюджет, а кредитные билеты стали падать в цене, как в былое время падали ассигнации (§151). Перед правительством становилась задача – упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете и поднять курс бумажных денег. Александром II были предприняты некоторые финансовые реформы (1863). Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась во всеобщее сведение. Введено было «единство кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль (§143). Таким образом достигнута была большая правильность финансового управления и установлен больший порядок в ведении государственного хозяйства. Но равновесие бюджета достигнуто не было.

Для увеличения государственных доходов был принят ряд мер, из которых наиболее замечательна отмена винных откупов, существовавших у нас со времени Екатерины II . Старый порядок состоял в том, что частные лица покупали у правительства («откупали») право продажи вина в известном округе за определенную сумму. По новому порядку, установленному при Александре II, вино могло продавать всякое частное лицо; но все вино, поступавшее в продажу, облагалось «акцизом» (особым налогом в пользу казны). Таким же акцизом были обложены табак и соль (также сахар). Были увеличены некоторые таможенные пошлины. Главным же средством поднять экономическую жизнь страны и государственное хозяйство считалась постройка сети железных дорог . Не имея возможности строить дороги казенными средствами, правительство привлекало к этому делу на очень льготных условиях частных лиц и иностранные капиталы. Несмотря на то, что к железнодорожному строительству устремилось много недобросовестных дельцов, эксплуатировавших казну и дороги для своей наживы, сеть железных дорог (в 20 тыс. верст) была сооружена в скором времени и оказала громадное влияние на развитие русской промышленности и торговли. В связи с постройкой дорог наш иностранный отпуск вырос в десять раз; почти также увеличился и ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов заметно умножилось. Явились кредитные учреждения – банки, во главе которых стал государственный банк (1860). Россия начала терять характер патриархального земледельческого государства. Освобожденный от крепостной зависимости и других стеснений народный труд находил себе применение в разных отраслях промышленности, созданных новыми условиями общественной жизни.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: