Производственная инфраструктура региона. Производственная инфраструктура — это такая подсистема хозяйства, которая создает и реализует общие условия для функционирования производства и жизни населения. Географические аспекты. Выделение производственной ин

8.Функции производственной инфраструктуры

Это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственно процессов производства.

В нее включаются грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, а также сфера деловых услуг, к которой относятся: реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерно-консультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и т. п. (рис. 1)

Производственная инфраструктура выполняет следующие функции : обеспечение движения материальных средств - природных ресурсов, энергии, готовых товаров, обеспечение движения рабочей силы (трудовых ресурсов); обеспечение движения производственной информации и т. д. Таким образом, производственная инфраструктура выполняет функцию кровеносной системы, позволяя функционировать хозяйственным объектам более рационально и эффективно.

9.Производственная инфраструктура

Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственно процессов производства. В нее включаются грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, а также сфера деловых услуг, к которой относятся: реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерно-консультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и т. п. Таким образом, производственная инфраструктура выполняет функцию кровеносной системы, позволяя функционировать хозяйственным объектам более рационально и эффективно.



В состав производственной инфраструктуры можно включить:

· всех видов транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции; морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов и т. п.),

· линий электропередачи , формирующих энергосистемы различного масштаба,

· совокупности взаимодействующих средств передачи и обработки информации ,

· объектов, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов и

· других систем и сооружений, которые сами не создают новых материальных благ, но без которых не может в то же время обеспечиваться нормальный ход процесса их производства.

Сооружения и объекты производственной инфраструктуры, а также уровень насыщенности ими экономики значительной мере определяют эффективность общественного производства в целом.

Базовая схема производственной инфраструктуры

10. Производственная инфраструктура как объект исследования

Из общего определения следует, что содержание понятия «инфраструктура» довольно затруднительно определить однозначно, поскольку в него включается широкий круг отраслей, систем и объектов, обслуживающих различные потребности материального производства. Кроме того, развитие материального производства, процесс его специализации ведут к выделению и оформлению новых самостоятельных сфер и отраслей производственной инфраструктуры. Выделение этих «отраслей из состава основного производства в самостоятельные сферы материального производства не изменяет их роли в процессе воспроизводства материальных благ. Деятельность всех этих отраслей всё также играет вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основному производству, зависит от него и подчинена его требованиям. Именно в этом проявляется их инфраструктурный характер, и поэтому они могут быть определены как инфраструктурные в процессе воспроизводства в целом.

11. Производственные услуги

Производственная инфраструктура характеризуется тем, что она оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, которые носят вспомогательный характер.

Определяя понятие услуги, К. Маркс писал, что услуга “означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название “услуги” потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, - что, однако, нисколько не отличает его скажем, от какой-нибудь машины...” Согласно такому определению услуги, можно сделать вывод, что для предприятия потребительную стоимость создают не только услуги технических средств, которые имеют материальный характер, но и услуги, обладающие нематериальным характером, такие как реклама, маркетинговое обслуживание, консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики, инжиниринг и другие. Данные услуги, так же как и услуги материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, имеют вспомогательный характ ер и косвенно или непосредственно влияют на конечный продукт основного производства. Особенностью многих производственных услуг является, как правило, совпадение места и времени их производства и потребления.

12 . Подходы к определению производственной инфраструктуры

Системный анализ позволяет определять производственную инфраструктуру с точки зрения отраслевого подхода (как совокупность элементов), функционального подхода (по наличию целевой функции) и структурного подхода (по наличию иерархии среди элементов). В западной литературе производственная инфраструктура, как правило, представлялась как комплекс отраслей, деятельность которых направлена на создание благоприятного климата для функционирования частного капитала. Так, в работе Носовой С.С. по исследованию генезиса проблем инфраструктуры отмечается, что “Розенштейн-Родан П. понимал под производственной инфраструктурой базовые отрасли (энергетика, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстроокупаемым и прямопроизводительным инвестициям”

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия
1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры
1.2. Вспомогательные подразделения
1.3. Обслуживающие хозяйства
Глава 2. Характеристика производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
2.1. Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия
2.2. Особенности технологического процесса изготовления платин
2.3. Производственная инфраструктура предприятия ОАО «Сатурн»
Глава 3. Пути совершенствования производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
3.1. Мероприятия по совершенствованию производственной инфраструктуры ОАО «Сатурн»
3.2. Изменение потребности в ресурсном обеспечении производства
3.3. Изменение организационных и экономических показателей предприятия
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение

В современной рыночной экономике предприятия могут существовать и стабильно развиваться не только благодаря наличию денежных ресурсов, но и благодаря оптимизации их распределения по всем направлениям деятельности предприятия. Структура производства должна отличаться продуманным аппаратом управления. На сегодняшний день лишь немногие крупные предприятия могут с уверенностью заявить, что справляются с этой задачей хотя бы на 80%.

В данной курсовой работе будут рассмотрены все основные этапы организации производственной инфраструктуры на примере ОАО «Сатурн», которое существует на рынке уже более 60 лет.

Актуальность курсовой работы подтверждается тем, что работа любого предприятия напрямую зависит от рациональной организации производственной инфраструктуры, и чем лучше будет проработана политика управления в этом виде деятельности, тем выше будет эффективность производственного процесса при минимальной затрате производительных сил.

Главной целью работы можно назвать изучение процесса организации инфраструктуры производственного предприятия с точки зрения ее эффективности.

В задачи курсовой работы входят:

1) углубленное изучение инфраструктуры предприятия, как в теоретическом, так и в практическом аспекте;

2) ознакомление с работой оборонного предприятия;

3) изучение основных направлений совершенствования организации производства на примере предприятия города Омска;

4) получение и закрепление навыков по расчету основных экономических показателей и показателей эффективности.

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования производственной инфраструктуры предприятия

1.1. Понятие и роль производственной инфраструктуры

Организационная структура предприятия представляет собой сложную динамическую систему, состоящую из взаимосвязанных и функционально обособленных подсистем, находящихся в постоянном развитии и совершенствовании в соответствии со своими задачами и целями. Центральной подсистемой такой системы является основное производство, структура и состав которого зависят от характера и технологических особенностей выпускаемой продукции, объемов производства.

Для организации производственного процесса необходимо своевременно обеспечить основное производство средствами труда, материальными ресурсами, работниками соответствующих специальностей, профессией и квалификации. Парк технологического оборудования и машин в зависимости от состава технологических операций требует разнообразного технологического оснащения и обеспечения всеми видами энергоресурсов. В процессе эксплуатации средства труда изнашиваются и теряют свою работоспособность, поэтому для обеспечения постоянной технической готовки парка машин и оборудования необходимы непрерывный контроль за их техническим состоянием, уход и ремонт.

В процессе производства продукции сырье, материалы, полуфабрикаты требуется неоднократно перемещать от операции к операции и между производственными подразделениями, контролировать их качество, обеспечивать сохранность запасов, незавершенного производства и готовой продукции. Для обеспечения эффективности работы предприятия необходимы соответствующие системы планирования, учета, контроля и информационного обеспечения производственных ресурсов.

Таким образом, можно сформулировать функции, которые должно выполнять предприятие для организации производства продукции: обеспечивающие, поддерживающие, восстановительные, контрольные, учетные, обучающие. Выполняют эти функции структурные подразделения предприятия, объединенные в единую подсистему, называемую инфраструктурой предприятия .

Инфраструктура предприятия – это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Производственная инфраструктура предприятия – это совокупность подразделений, которые прямо с выработкой продукции не связаны.

Основное их назначение состоит в техническом обслуживании основных процессов производства. К ним относятся вспомогательные и обслуживающие цехи и хозяйства, занимающиеся перемещением предметов труда, обеспечением производства сырьем, топливом, всеми видами энергии, обслуживанием и ремонтом оборудования и других средств труда, хранением материальных ценностей, сбытом готовой продукции, ее транспортировкой и другими процессами, предназначенными для создания нормальных условий ведения производства .

Рис. 1. Состав производственной инфраструктуры предприятия

Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, службами материально-технического снабжения и технического контроля.

1.2. Вспомогательные подразделения

1) Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.

Инструментальное хозяйство на предприятии включает производственные звенья (участки, цехи) по изготовлению инструментов, складские и комплектующие подразделения (центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые); подразделения по восстановлению и ремонту инструментов; подразделения по инструментообеспечению рабочих мест.


Рис. 2. Состав и взаимосвязь подразделений инструментального хозяйства

Отдел технического надзора и метрологии осуществляет технический надзор за эксплуатацией оснастки и контроль за ее состоянием. Инструментальный цех предназначен для производства новой специальной технологической оснастки. Цех по ремонту и восстановлению оснастки выполняет работы по восстановлению изношенной технологической оснастки или ее ремонту. Центральный инструментальный склад осуществляет приемку новой и восстановленной технологической оснастки; организует хранение, учет запаса и движения технологической оснастки, выдачу ее цеховым инструментально-раздаточным кладовым (ИРК); организует прием от цеховых ИРК изношенной оснастки и передачу ее в цех восстановления и ремонта .

2) Ремонтное хозяйство. Основной задачей функционирования ремонтного хозяйства предприятия является обеспечение бесперебойной эксплуатации оборудования. Служба ремонтного хозяйства в системе управления предприятием подчинена главному инженеру. В ее состав входят: ремонтно-восстановительная база предприятия, склады, цехи и общезаводские отделы ремонтного хозяйства (технологический, оборудования, диспетчерский).

В зависимости от масштабов производства ремонтно-восстановительная база предприятия может содержать ремонтно-механический цех, выполняющий ремонт технологического оборудования; ремонтно-строительный цех, выполняющий ремонт зданий, сооружений, производственных, складских и служебных помещений; электроремонтный цех, подчиненный главному энергетику и выполняющий ремонт энергооборудования, а также склады оборудования и запасных частей. Кроме того, в цехах целесообразно создание ремонтных баз, подчиненных цеховому механику, главной задачей которых является поддержание в работоспособном состоянии технологического оборудования, осуществление профилактических осмотров, разнообразных ремонтных работ.

Общезаводские отделы ремонтного хозяйства подчиняются главному механику наряду с ремонтно-механическим и ремонтно-строительным цехами. Вместе с этими подразделениями в его службе можно организовать бюро планово-предупредительного ремонта и планово-производственное бюро.

Одним из условий эффективной организации работы любого предприятия является наличие отлаженного механизма выполнения ремонтных работ. Чем ниже удельный вес расходов на ремонт, обслуживание и содержание оборудования в себестоимости продукции, тем выше эффективность производства и самого ремонтного хозяйства. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращения затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта.

Производственная инфраструктура. Инфраструктура - от­носительно новое понятие в экономической литературе. Ее выделе­ние было обусловлено быстрым ростом и усложнением сфер мате­риального производства и социального развития стран. Производ­ственная инфраструктура - это такая подсистема хозяйства, которая создает и реализует общие условия для функционирования производства и жизни населения, в равной степени необходимые для деятельности всех сфер общественного производства.

В состав производственной инфраструктуры обычно включают­ся следующие основные подсистемы:

транспорт всех видов, функционирующий в сфере обращения, и внешний промышленный транспорт, включая ЛЭП и другие устрой­ства, связанные с передачей и распределением электроэнергии;

информационно-коммуникационная система, связь;

система обеспечения производства материальными ресурсами; складское хозяйство, материально-техническое снабжение, заготовки, водоснабжение;

инженерная инфраструктура, включая все виды инженерного обес­печения и городской транспорт;

природоохранная инфраструктура;

рекреационная инфраструктура.

Географические аспекты исследования производственной инф­раструктуры особенно важны в силу ярко выраженной террито­риальности ее развития и функционирования. Территориальный аспект развития производственной инфраструктуры заключается в специфическом характере размещения и пространственной организации ее материально-технической базы. Он обусловлен как ролью, местом и функциями отраслей инфраструктуры в территориальной структуре хозяйства, так и их технико-экономическими особенно­стями.

Выделение производственной инфраструктуры в группу относи­тельно обособленных отраслей связано с резкой интенсификацией территориального разделения труда, что подняло на совершенно новую ступень проблему объединения пространственно разобщен­ных элементов воспроизводственного процесса.

Как одна из четырех подсистем территориальной структуры хозяйства,* производственная инфраструктура выполняет уни­кальную функцию в ее формировании. Она обеспечивает обмен, служит материальной базой осуществления пространственных экономических связей, связующим звеном между прочими ком­понентами территориальной структуры, «сосудистой» системой хозяйственного организма, обеспечивает сохранение созданного производственного потенциала и продукции, что в конечном счете равнозначно ее увеличению. Развитая производственная инфра­структура обусловливает вовлечение в сферу материального про­изводства производительных сил новых районов, повышение тер­риториальной и социальной мобильности населения. Поэтому она выступает как фактор, организующий экономическое простран­ство, обеспечивающий дальнейшую реализацию географическо­го разделения труда. Без определенного уровня развития инфра­структуры невозможно или затруднено освоение и заселение не­обжитых территорий. Но уже экономически развитая инфраст­руктура создает эффект обратной связи, привлекая на данную территорию новые предприятия, расширяя пределы эксплуата­ции природных ресурсов, развития обрабатывающей промышлен­ности, придавая важный импульс притоку населения.

В бывшем СССР роль инфраструктуры в формировании террито­риальной структуры хозяйства недооценивалась, ей отводилась пас­сивная роль, а уровень ее развития ставился в полную зависимость от масштабов производственного потенциала. Это привело к изве­стным территориальным диспропорциям и значительным народно-хозяйственным потерям. Важнейшим условием комплексного развития района (особенно нового освоения) является опережающее раз­витие производственной инфраструктуры.

Несмотря на пристальное внимание, уделяемое производствен­ной инфраструктуре со стороны науки и практики, еще есть опреде­ленные разночтения в вопросе о содержании понятия «производст­венная инфраструктура». Так, в ряде экономических работ до сих пор под производственной инфраструктурой понимается «совокуп­ность инженерных, агромелиоративных и других сооружений, обеспе­чивающих нормальное функционирование всего комплекса производ­ства в пределах определенной территории». В другой работе инфра­структура определяется «как сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем...». При этом понятие «производственная инфраструктура» неоправданно сужается и сводится, по существу, к базовому, фондовому компоненту этой группы отраслей - очень важному, но все же не единственному. В инфраструктурной системе, особенно транспортной, можно выделить стационарную составляю­щую (коммуникации, постоянные устройства и др.) и динамичную составляющую (подвижной состав и другая аппаратура, эксплуата­ционные и управленческие методы реализации связей, освоения по­токов). Именно динамичная составляющая производственной инф­раструктуры реализует потребности народного хозяйства и обще­ства в целом в разного рода связях.

Инфраструктура – это совокупность частей какого-либо объекта, которые имеют подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивают условия для нормальной деятельности объекта в целом. Инфраструктура предприятия – это комплекс цехов, хозяйств и служб предприятия, которые обеспечивают необходимые условия для функционирования предприятия. При этом различают производственную и социальную инфраструктуру, а также капитальное строительство.

Производственная инфраструктура – это совокупность подразделений, не принимающих непосредственное участие в производстве основной продукции, выпускаемой предприятием, однако своей деятельностью способствующих устойчивой работе основных цехов, создавая для этого необходимые производственно-технические условия. Производственную инфраструктуру предприятия составляют:

    вспомогательные и обслуживающие подразделения предприятия (ремонтные, инструментальные, энергетические, транспортные, складское хозяйство, связи и др.);

    вспомогательные участки и службы, размещенные в основных цехах;

    магистральные объекты, коммуникационные линии электропередачи, водопровода, сжатого воздуха, газа, канализации, природоохранных сооружений и др.

Состав и размер объектов производственной инфраструктуры предприятия зависит от отрасли, типа и масштабов производства, особенностей конструкций и технологии изготовляемых изделий, уровня специализации предприятия.

Предприятие – это не только технико-технологическая целостность. Современная наука управления рассматривает предприятие прежде всего как коллектив людей, объединившихся для достижения общей цели. Человек на предприятии является одновременно и фактором производства, и источником его развития. Поэтому современное предприятие несет перед обществом как экономическую, так и социальную ответственность. Социальная деятельность предприятия находит отражение в составе социальной инфраструктуры.

Социальная инфраструктура – это совокупность подразделений предприятия, обеспечивающая удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия. Социальная инфраструктура, как правило, слагается из подразделений общественного питания, охраны здоровья, детских учреждений, учреждений образования, жилищно-коммунального хозяйства, отдыха, физкультуры и спорта, культуры.

Организация, экономика и управление подразделениями инфраструктуры существенно влияют на экономику предприятия. В современных условиях в подразделениях производственной инфраструктуры занято от 40 до 50% всего ППП. Исследование хозяйственной деятельности предприятий свидетельствует о существенном разрыве технико-организационного и экономического уровней развития между подразделениями основного и вспомогательного производств. В этих подразделениях ниже уровень механизации и автоматизации, значительно выше удельный вес ручного труда, низкий уровень управления. Все это превратило производственную инфраструктуру в «узкое место» большинства отечественных промышленных предприятий, что негативно влияло и влияет на экономику многих предприятий, качество выпускаемой продукции, рентабельность производства и производительность труда.

Прогресс в развитии техники, технологии и организации основного производства потребует адекватных изменений в подразделениях производственной инфраструктуры. Повышение уровня механизации и автоматизации основных производственных процессов увеличивает объем и сложность работ по ремонту, профилактическим осмотрам, наладке оборудования, предусматривает значительное расширение номенклатуры применяемого инструмента, оснастки, приспособлений, приборов измерения и автоматики. Переход к новым технологиям и увеличение параметров технологических процессов повышает требования к качеству и увеличивает потребность в различных видах энергии и в ускорении транспортных работ.

В современных условиях реструктуризация и достижение высоких технико-экономических показателей деятельности предприятия невозможно без сбалансированного развития, как основного производства, так и его производственной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем простое и расширенное воспроизводство основного капитала любого предприятия в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции на рынке и получения необходимой прибыли требует ведения капитального строительства, оно выполняется либо путем формирования в его структуре специальных строительно-монтажных и ремонтно-строительных подразделений или путем привлечения специализированных подрядных организаций. В большинстве случаев ремонтно-строительные подразделения являются частью инфраструктуры предприятия и выполняют текущие и капитальные ремонты зданий и сооружений. Планирование и управление капитальным строительством и ремонтно-строительными работами выполняет отдел капитального строительства предприятия.

Рис. 12.1. Элементы инфраструктуры предприятия

Темпы экономического развития современных стран все в большей степени зависят от структурного устройства народного хозяйства. Прогрессивное развитие общественного производства не может обойтись без высокоразвитой логистики с эффективным функционированием всех ее компонентов, затрагивающих и сферу менеджмента. Каркас данной системы основывается на производственной инфраструктуре (ПИ) в целом, которая и определяет потенциал с фондами ресурсов для экономического развития страны.

Основные понятия ПИ

Для начала стоит определиться с понятием типовой инфраструктуры условного предприятия, в рамках которого осуществляется производственный процесс. В общем представлении - это перечень взаимосвязанных служб и подразделений, которые обеспечивают нормальный режим функционирования компании без остановок и перерывов.

Под объектом производственной инфраструктуры можно понимать именно функциональные компоненты, на которых базируется состав предприятия. Это могут быть самые разные хозяйственно-инструментальные отделы, отвечающие за энергетику, материальное снабжение, метрологию, контроль качества, мониторинг, кадровую политику и другие сферы деятельности предприятия. Главное, что инфраструктура такого типа не ограничивается исключительно логистикой и техническими элементами производства в разных аспектах его обеспечения. В качестве иллюстрации широкого представления ПИ можно привести понятие логистического менеджмента, в котором объединяются вполне практические задачи организации транспортных сетей и сбыта продукции с инструментами маркетинга.

Также не стоит ограничивать понятие ПИ отлаженной системой функционирования предприятия, хоть и в разных проявлениях его деятельности. В немалой степени данная инфраструктура предусматривает и работу на перспективное решение стратегических задач. Для таких целей современная производственная инфраструктура включает контрольное хозяйство с определенным перечнем служб технического обслуживания, имеющих целый комплекс собственных функций:

  • Осуществление организационной, технической и технико-экономической регламентации всех рабочих процессов на предприятии.
  • Создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции при минимальных ресурсных вложениях.
  • Создание условий для выполнения технологических операций с высоким уровнем автоматизации, механизации и информатизации.
  • Обеспечение гибкости и преемственности с минимальными затратами при перестройке производства для ориентации на новую продукцию.

Структура производственной инфраструктуры

Форма организационной структуры производства определяется задачами, которые стоят перед предприятием. Как правило, они отражаются в целях обеспечения стабильного функционирования основных технологических процессов от исследования рынка и закупки сырья, до распространения товаров по точкам сбыта. К основным подразделениям производственной инфраструктуры, на которых держится технологическое обеспечение данных процессов, можно отнести следующие:

  • Инструментальное хозяйство. Как правило, группа мелких подразделений, каждое из которых отвечает за техническое обслуживание определенного участка на производстве или типа оборудования. Некоторые службы данного типа участвуют в ответственных процессах проектирования, изготовления и восстановления, а также в организации и распределении рабочих мест, консервации оснастки и т.д.
  • Ремонтное хозяйство. Тоже многоплановое с точки зрения функциональности подразделение, главной задачей которого является обеспечение контроля за состоянием эксплуатируемого оборудования и вспомогательных приспособлений. Работники этого цеха выполняют ремонт, профилактическое обслуживание, настройку и пуско-наладочные мероприятия.
  • Транспортное хозяйство. В обязательном порядке к производственной инфраструктуре относится и транспортная логистика, обеспечивающая каналы для перевозки сырья, готовой продукции и других необходимых для рабочего цикла материалов. Над логистической моделью обычно работает несколько разных подразделений, так как она затрагивает разные этапы производственного процесса, а обслуживанием сети занимаются сотрудники транспортного подразделения. На современном этапе развития логистики к этому цеху добавляются и службы информационного обеспечения, так как виртуальное моделирование с цифровыми каналами связи все плотнее входят в систему производственных процессов.
  • Энергетическое хозяйство. Поддержка предприятия и его рабочих процессов необходимыми источниками энергоснабжения также выделяется в отдельную структурную единицу, которая требует организации собственной логистики, инженерно-коммуникационного обслуживания и технических мощностей. Сложность бесперебойного обеспечения на многих производствах заключается в необходимости применения нескольких источников энергии, создании электротехнической защищенной сети и подключении резервных источников питания, которые в принципе могут гарантировать независимость электросилового оборудования от магистральных контуров снабжения.

Разновидности производственной инфраструктуры

Даже в рамках одного предприятия инфраструктура может быть представлена в разных функциональных пластах с точки зрения ее целей, задач и способов организации. К основным видам ПИ можно отнести следующие:

  • Техническая ПИ. Непосредственно связана с коммуникациями, на базе которых прокладываются транспортные сети, кабельные линии энергоснабжения, информационное обеспечение и прочий инжиниринг.
  • Социальная инфраструктура. Также отчасти техническая сфера, но с акцентом на психологические аспекты организации современной кадровой политики на предприятиях. Социально-производственная инфраструктура формируется управленческими, правозащитными и другими средствами обеспечения трудовых условий в рамках конкретного предприятия. Соблюдение мер по охране труда в данном случае является ключевым фактором, регулирующим инфраструктуру в ее социальной сфере.
  • Условная технико-организационная модель инфраструктурного устройства на предприятии, мощности которой могут использоваться для трансформации текущей структуры. Данный потенциал закладывается на этапах проектирования тех же логистических сетей и разработки проектов стратегического развития. В процессе модернизации предприятия, к примеру, в контексте перехода от механического к роботизированному производству наличие буфера подготовленных инновационных технологий позволит завершить переходную стадию с минимальными затратами.

Принципы создания производственно-организационной структуры

Эффективная работа предприятия возможна только при условии соблюдения ряда принципов, обеспечивающих ее полноценное существование в условиях конкурентной среды. В числе основополагающих принципов организации производственной инфраструктуры можно выделить следующие:

  • Доступность. Инфраструктура должна быть способной обеспечивать нужды потенциального потребителя в своем сегменте на конкретной территории распространения продукции. Этот принцип выражается как в территориальной близости, так и в сбалансированной ценовой политике.
  • Надежность. Аварийные ситуации и непредусмотренные сбои в работе инфраструктуры предприятия - факторы, которые также просчитываются на этапе проектирования системы. В оценке надежности используются такие параметры, как скорость обслуживания и эффективность контроля качества.
  • Сопряженность. Также представляется как достаточность производственной инфраструктуры, что отражается в ее соответствии экономическим, социальным, технологическим и другим условиям внешней среды, в которой работает предприятие. Например, если темпы развития компании не соответствуют общему уровню развитости местного производственного комплекса, то говорят об инфраструктурной недостаточности.

Теперь можно перейти к рассмотрению поэтапного создания организационно-производственной модели предприятия в разных аспектах функционирования его инфраструктуры.

Организация материально-технической структуры

Один из самых емких и ответственных узлов инфраструктуры, благодаря которому осуществляется обеспечение производства сырьевой базой, техническими средствами и энергетическими ресурсами. В частности, может разрабатываться логистическая система для организации поставок комплектующих, полимерного сырья, топливных элементов и т.д. В этой части производственная инфраструктура включает транспортную технику, погрузочно-разгрузочные машины, трубопроводы, складские помещения и другие объекты для временного хранения материалов. На некоторых перерабатывающих производствах уже в материально-технической инфраструктуре закладываются возможности начальной подготовки сырья или заготовок к основным технологическим этапам обработки.

В отличие от большинства дальнейших этапов построения инфраструктурного комплекса, на данной стадии реализуются задачи собственного обеспечения потребностей предприятия. Причем не стоит забывать, что к производственной инфраструктуре относятся не только мощности условного конвейера, но и вспомогательные функциональные блоки, за счет работы которых в принципе поддерживается деятельность предприятия. Например, в зависимости от отрасли отдел материально-технического снабжения может обеспечивать работоспособность резервных источников питания, систем вентиляции и канализации, ремонтных хозяйств и т.д.

Организация транспортно-складского обеспечения

Складская инфраструктура выступает связующим звеном в общей цепи производственного цикла от приема сырьевых материалов до хранения готовой продукции. В организации производственной инфраструктуры на этом этапе важно придерживаться следующих условий:

  • Высокая скорость перемещения ресурсов, сырья и готовой продукции.
  • Эффективное применение транспортных средств и обслуживающего персонала.
  • Обеспечение высокой степени механизации или автоматизации при выполнении типовых рабочих мероприятий.
  • Снижение себестоимости технологических процессов.
  • Согласованность производственных и транспортных операций.

Работа транспортно-складского хозяйства преимущественно строится на функциях транспортных средств, среди которых обычно выступают грузовые автомобили, вагоны, погрузчики и т.д. Выбор того или иного способа реализации логистической системы зависит от производственно-экономической инфраструктуры, которая проектируется на основе предварительных маркетинговых расчетов. В некоторых условиях оказывается приемлемым стандартный вариант обустройства гаражей с ремонтными мастерскими и обычными дорогами, а в других требуется применение специальных рельсовых путей с полноценными депо. Так или иначе, характеристики внутризаводского транспорта оказывают прямое влияние и на эффективность распространения продукции, и на ход производственного процесса в целом.

Организация энергохозяйства

В источниках энергоснабжения нуждаются практически все функциональные компоненты производственной системы. Разница в подходах к питанию разных потребителей заключается в видах топлива, способах его доставки и энергетическом объеме. На крупных предприятиях энергетическое хозяйство представляет собой целый комплекс подразделений и обслуживающих технических средств, благодаря которым обеспечиваются процессы доставки, трансформации, аккумуляции и потребления энергии. Например, для производственно-транспортной инфраструктуры в основном используются традиционные виды жидкостного топлива наподобие бензина, дизеля и солярки. Но энергетические ресурсы могут требоваться и для технологических процессов, что составляет основу энергопотребления. В данном случае создается инфраструктура, направленная на обслуживание тепловой, паровой и газовой энергии, которая может преобразовываться в механическую энергию, требуемую для поддержания функции силовых установок. Целевыми потребителями такого типа могут выступать гидравлические машины, компрессорные станции, котельные, обрабатывающие станки, а также подъемно-транспортное оборудование на конвейерах.

Организация инструментального хозяйства

Техническое обслуживание инструментов и оборудования также является обязательной составляющей общего производственного процесса на предприятии. Соответственно, к таким задачам должны быть подготовлены определенные мощности. Поддержание технической производственной инфраструктуры обеспечивается инструментальными отделами и цехами, в которых выполняются операции настройки, починки, ремонта и восстановления рабочих средств и технологической оснастки. На крупных предприятиях могут организовываться и полноценные линии производства собственных инструментов с индивидуальными наборами конструкционных и эксплуатационных характеристик. К типовым операциям, которые выполняет относится заточка режущих насадок и приспособлений - фрез, сверл, зубил, ножей и т.д.

К основным задачам инструментального хозяйства в целом относится обеспечение рабочих мест функциональной оснасткой должного качества. В расширенном виде мастерские производственной инфраструктуры также занимаются учетом, инвентаризацией, консервацией и утилизацией технических средств. Выполнение данных операций сопрягается с другими процессами логистики и контроля качества. Например, необходимость пополнения номенклатуры инструментальной базы определяется в процессе комплексной проверки с участием представителей складского отдела снабжения, которые определяют эффективность использования мощностей на текущий момент. Существует и специальное понятие нормы запаса инструментов и рабочего оборудования, параметры которой определяются на этапе разработки технологической карты производства. Номенклатура используемых технических средств определяется разными способами - к примеру, на основе данных применяемости конкретных инструментов. На мелкосерийных и единичных производствах в подобных расчетах ориентируются на оснащенность рабочих мест.

Особенности ПИ в России

На каждом витке подъема российской экономики специалисты отмечают выраженные проблемы слабого развития производственного комплекса именно в части его инфраструктурного устройства. Даже при благоприятных условиях с созидательными тенденциями на рынке реализации перспективных проектов препятствует целый ряд проблем энергетического снабжения и логистического устройства регионов.

К наиболее острым проблемам развития производственной инфраструктуры в России относят моральное устаревание и не соответствие современным нормам автомобильных и железных дорог, коммуникаций связи и коммунального хозяйства. Износ производственных фондов, так или иначе связанных с этими отраслями, составляет 50-70%. Например, газотранспортная отрасль по сей день эксплуатирует больше половины сетей, отработавших свой срок либо требующих замены компонентов.

Такое состояние инфраструктуры связано со следующим набором системных проблем производственного комплекса:

  • Отсутствие четких пропорций в выделении материальных средств на развитие инфраструктуры.
  • Отсутствие отработанных механизмов развития производственно-технологической инфраструктуры, что выражается в несогласованности региональной и экономической политики при стимуляции средств, направленных на поддержание и модернизацию эксплуатируемых фондов.
  • Различия в стандартах и регламентах, в соответствии с которыми эксплуатируется инфраструктура в разных отраслях и регионах.
  • Разные подходы в эксплуатации инфраструктуры различными ведомствами и заказчиками, что также обусловлено неясностью картины будущего развития производственного сектора страны.

В заключение

Собственная инфраструктура предприятия определяет эффективность его работы практически во всех аспектах логистики, сбыта и взаимодействия с контрагентами. Основу инфраструктуры производственного процесса образует технический каркас, который включает инструментальное обеспечение, парк оборудования и номенклатуру непосредственно рабочих станков и агрегатов, не говоря о вспомогательных приспособлениях. Но и этого набора недостаточно для формирования полноценной инфраструктуры. Особенно в наше время многое также зависит от коммуникационных сетей, средств управления и менеджмента в широком смысле, инструменты которого тоже влияют на характер устройства производственной системы.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: